Отрисованный на компьютере выпускником колледжа
очередной, в меру фантастический, концепт двухколёсного транспортного
средства, на котором непонятно, как и куда ездить? А вот и нет, на
поверку этот байк оказался серийным продуктом, который вскоре поступит
в продажу. Более того – это самый лёгкий в мире (10 кило!) и самый
компактный электрический скутер на нашей планете, да ещё и
складывающийся за 15 секунд.
Новинка, обещающая "дать людям свободу в перенаселённых городах", называется YikeBike:
слово yikes (яйкс) выражает среди прочего изумление и восторг. Мировая
премьера скутера только что состоялась на знаменитой международной
выставке EuroBike, что со 2 по 5 сентября проходит в германском Фридрихсхафене.
Презентовал
байк его создатель – новозеландец Грант Райан (Grant Ryan),
изобретатель и предприниматель, основавший несколько компаний, в том
числе фирму Mini-Farthing, непосредственно стоящую за разработкой "Яйкбайка".
"Наша
продукция должна быть не только функциональной, но фантастически
выглядящей, чтобы вы могли повесить её на стенку как произведение
искусства", – сообщает компания Mini-Farthing (фото YikeBike Limited).
Автор проекта говорит, что
начинал с чистого листа. Итогом пяти лет исследований и экспериментов
стал "радикальный пересмотр" существующей последние 120 лет
конфигурации велосипедов и им подобных "коней".
Грант
со товарищи предлагают новую позицию наездника и утверждают, что она
лучше традиционной в плане стабильности. Кроме того, по их мнению,
такое вертикальное положение чрезвычайно удобно и безопасно, например,
в том смысле, что всадник, обладая приличным обзором, сам хорошо виден.
Низким весом скутер обязан раме
из углеродного волокна. Материал "объясняет" и единственно возможный
чёрный цвет, в котором "Яйкбайк" первоначально будет доступен. Впрочем,
другие цвета позже появятся на различных аксессуарах.
Модные и перспективные литиево-железофосфатные аккумуляторы (LiFePO4)
за 20 минут заряжаются на 80%. Батарея рассчитана на поездку
расстоянием 9-10 км, которую разработчики "Яйкбайка" считают типичной
для города.
YikeBike оснащён
электродвигателем мощностью 1,2 кВт. Максимальная скорость байка
ограничена электроникой на отметке 20 км/ч, которых аппарат достигает
"за несколько секунд". Быстрее скутер не поедет даже под горку. Рост
наездника должен составлять от 160 до 195 см, а вес не превышать 100
кг.
Создатели пишут, что освоить непривычный байк можно минут за десять (фото YikeBike Limited).
В сложенном виде скутер
имеет размеры 150 х 600 х 600 мм и занимает объём в 40 литров. Катить
рядом с собой его не получится, единственный вариант – переноска в
сумке из списка аксессуаров. Как байк складывается, собственноручно
показывает Грант Райан.
О
своём первенстве в мире команда Райана заявляет и в связи с оснащением
"Яйкбайка" электронной антиблокировочной системой тормозов, которая
обеспечивает плавное торможение и короткий тормозной путь. Небольшая
колёсная база, по идее, означает достойную маневренность.
Производство
налажено в Новой Зеландии, хотя части и узлы закупаются по всему миру.
Целевой аудиторией Грант считает жителей европейских городов. Вначале
YikeBike придёт в Великобританию, Германию, Францию, Нидерланды,
Италию, Испанию, Ирландию, Данию и Бельгию.
Цепей
нет, педали отсутствуют, вся механика и электроника спрятаны, так что
ни зацепиться, ни испачкаться не за что (фото YikeBike Limited).
"Основная идея и
вдохновение пришли, когда я впервые услышал о загадочном революционном
транспортном средстве, которое впоследствии оказалось самокатом Segway.
Я был заинтригован возможностью кардинально изменить нашу транспортную
систему, – рассказывает Райан. – Но, должен признаться, сам Segway меня
немного разочаровал. Не поймите меня неправильно, я всерьёз считаю
Segway фантастическим подвигом инженеров, на нём очень прикольно
кататься, но мне кажется, он слишком сложен для массового рынка".
Первые
100 заказов (а они уже принимаются) будут выполнены с начала до
середины 2010 года. Цена скутеров из первой партии 3500-3900 евро
($5000-5600; 160-176 тыс. руб.). В перспективе стоимость предполагается
снизить, а также разработать "Яйкбайки" других типов, к примеру, с
педалями, которым электромотор будет лишь ассистировать, детские версии
и так далее.
"Большинство людей в
мире живут сегодня в городах, им не нужно ездить по горам или
перемещаться очень быстро. И они не могут легко взять свой велик с
собой в автобус, поезд, автомобиль, лифт и хранить в квартире, –
констатирует Грант. – YikeBike решает эти проблемы, будучи гораздо
проще, меньше и легче. И, кстати, мы в восторге от первой реакции
публики".