Научный центр Армии США разрабатывает систему навигации без GPS
newsru
В
научном центре армии США CERDEC начался новый этап программы по
разработке устройств, позволяющих сохранить высокую точность навигации в
отсутствие сигнала GPS. Речь идет о создании партии из 500 прототипов
атомных часов на чипе (Chip Scale Atomic Clock, CSAC).
Атомные часы являются важным элементом навигационной системы,
независимой от GPS. В сочетании с другими датчиками CSAC могут
обеспечить синхронизацию времени в боевой тактической сети, например, в
случае попытки подменить истинный сигнал ложным, и выявить ошибочную
информацию.
Однако атомные часы довольно громоздки, их можно устанавливать лишь
на крупных платформах: кораблях, самолетах и т.д. Для снаряжения и
оружия пехотинца этот вариант не подходит. Миниатюрные CSAC объемом
примерно 15 кубических сантиметров можно легко интегрировать в носимое
оружие, мобильный компьютер или управляемый боеприпас.
Кроме того, сверхточные атомные часы позволят повысить точность
инерциальных (т.е. обходящихся без сигналов со спутников или
радиомаяков) навигационных систем и создать локальные навигационные
сети.
Угроза потери ситуационной осведомленности и возможности наносить
высокоточные удары в отсутствие GPS давно беспокоит американских
военных. Поэтому цель новой программы состоит в обеспечении
функционирования систем навигации и оружия каждой боевой единицы армии
США в любых условиях. При этом будут снижены затраты на оборудование и
уменьшено энергопотребление систем навигации.
Специалисты CERDEC надеются, что в скором времени компании -
поставщики электроники для Пентагона будут в состоянии производить более
20 тыс. единиц CSAC в год каждая по цене в районе 300 долларов.
Современные навигационные устройства, основанные на GPS-технологии,
получают информацию со спутников, что подразумевает наличие
сколько-нибудь чистого неба. Внутри зданий и особенно под землей/водой
спутниковая навигация работает не слишком хорошо.
Другой недостаток - отсутствие точности. Как правило, современные
GPS-системы ошибаются, когда речь идет о расстоянии в 5-10 метров. Это
не имеет значения, когда вы хотите узнать, на какой улице находитесь и
перед каким домом остановились. Однако для военных систем наведения это
критично. Поэтому "умные" бомбы и ракеты сегодня используют лазерное
наведение или же дополняют GPS-системы возможностями инерциальной
навигации.
Имеются способы довести точность GPS-навигации до одного метра, и со
временем это будет сделано благодаря новым разработкам, а также вводу в
эксплуатацию европейской спутниковой навигационной системе Galileo.
Однако и тогда спутниковая навигация не будет нормально работать внутри
зданий, под землей и т. д. И как тогда управлять маленькими роботами -
летающими, крадущимися по земле и плавающими - внутри зданий или под
водой?
Кроме того, надо каким-то образом следить за солдатами и спецагентами
в тех же условиях. Наконец, новая технология могла бы оказаться
полезной в тех случаях, когда "жучки" помогают выслеживать противника.
Как это работает
Инерциальная навигация - это метод определения координат, скорости и
угловой ориентации объекта на основе измерения и интегрирования его
ускорения. Основной особенностью инерциальной навигации является выдача
навигационной информации автономно - без привлечения внешних источников
информации (сигналов со спутников или радиомаяков).
Сегодня инерциальная навигационная система - неотъемлемая часть
системы управления самолета, вертолета, морского судна или ракеты. Ее
совершенствование стало одним из условий, сделавших возможными
беспосадочные авиаперелеты, полеты в космос, длительные походы подводных
лодок.
Инерциальные навигационные системы - дорогостоящие крупногабаритные
сложные электромеханические системы. Составными частями любой
инерциальной навигационной системы являются блок чувствительных
элементов (акселерометров и гироскопов) и вычислитель, в котором
реализуется навигационный алгоритм.
Прикрепления: |