Нанотехнологии –
область прикладной науки и техники, занимающаяся изучением свойств
объектов и разработкой устройств размером порядка нанометра (10 в минус
девятой степени метра; для сравнения толщина человеческого волоса –
около 100 тыс. нанометров).
Наноразработки ведутся сегодня практически во всех отраслях
промышленности, т.к. применение наноматериалов способно изменить
свойства традиционных продуктов, а значит, сделать товар более
конкурентноспособным.
Бурное развитие научных наноисследований отражается в
огромном потоке публикаций: ежегодно их появляется около 800 тыс. и
росте числа патентов на изобретения. По числу публикаций в той или иной
стране можно судить о развитии сектора в целом.
Лидерами по числу публикаций являются США (около 15000 статей в
2007 году), Европа (чуть менее 12000). Значительно увеличился объем
исследований проведенных в области нанотехнологий в Китае – более
10000 статей в 2007 году.
По общему количеству патентов в области нанотехнологий однозначно лидирует США —
на долю американских компаний, университетов и частных лиц приходится
около 40% всех выданных в мире патентов. По официальной статистике,
количество наноизобретений здесь превышает 3 тыс.
Нанотехнологии применяются в процессе производства, как минимум,
80 групп потребительских товаров и свыше 600 видов сырьевых материалов,
комплектующих изделий и промышленного оборудования.
Сегодня на полученную с использованием нанотехнологий продукцию приходится около 0.01% мирового ВВП, а к 2010 году этот показатель может составить уже 0.5%.
Многие крупные корпорации, например, IBM, Motorola, HP, Lucent,
Hitachi USA, Corning, DOW, вкладывают средства в развитие
нанотехнологий. Области разработок, а значит, и участники рынка на
современном этапе делятся на шесть основных категорий: 1.обработка и
получение наноматериалов;
2.нанобиотехнология;
3.программное обеспечение;
4.нанофотоника;
5.наноэлектроника;
6.наноприборостроение.
Крупнейшими потребителями товаров нанорынка являются: компании по охране окружающей среды (56% от общего объема рынка); сфера электроники (20.8%);
сфера энергетики (14.1%).
В будущем, по оценкам Research.Techart, наибольшим спросом будут пользоваться наноматериалы (углеродные нанотрубки, нанопроволки, нанопористые материалы, наночастицы, наноструктурированные металлы, дендримеры, квановые точки, фуллерены) и продукция наноэлектроники.
Российский рынок нанотехнологий находится на начальном этапе своего становления. На настоящий момент доля России в общемировом технологическом секторе составляет около 0.3%, а на рынке нанотехнологий – 0.04%. Во многом здесь сказался тот факт, что Россия обратила свое внимание на наноразработки на 7–10 лет позже, чем зарубежные страны.
В итоге – на современном этапе Россия значительно отстает от мировых нанотехнологичных лидеров – США, Японии и ЕС как по показателям развития НИОКР, так и по коммерциализации изобретений. Об этом свидетельствует и число международных нанотехнологических патентов – в 2008 году их было всего около 30 (удельный вес российских изобретений -менее 0.2%).
Отставание России в нанотехнологическом секторе не является
непреодолимым, в настоящий период а нашей стране происходят важные
изменения, в числе которых: официальный факт признания необходимости
развития нанотехнологий Государством, что очень важно на ранних этапах
развития этого рынка (в т.ч. государственный PR, см. следующий пункт);
привлечение внимания общественности и СМИ к наноразработкам (западный
опыт развития рассматриваемого рынка свидетельствует, что данный факт
способствовал значительному увеличению инвестиций в нанотех);
появление в вузах специальностей, связанных с наноисследованиями, что в
свою очередь будет способствовать преодолению дефицита научных кадров в
данной отрасли;
принятие законодательной базы, закрепляющей официальную позицию
государства о признании нанотехнологий приоритетным развитием научной
отрасли;
рост числа представленных инвестиционных проектов на рынке и объемов их финансирования;
создание на базе “Роснано” сертификационного центра “Наносертифика”,
что будет способствовать борьбе с производителями псевдонанопродукции
(в последнее время их деятельность достаточно активизировалась).
Косвенно свидетельствует о позитивном развитии рынка рост числа российских представителей на международных форумах и конференциях, а также увеличение количества российских специализированных конференций и выставок “NTMEX–2008”, “НКРК–2008”, “Новые материалы и технологии –2008”, “Нанотехнологии — производству”, " “Микроэлектроника и наноинженерия – 2008” и др.
Значимым событием и признанием потенциала российского рынка нанотехнологий стала организация в России “Первого международного форума-2008”, который стал одним из крупнейших в истории наноиндустрии. (32 страны – участницы, 3 тыс. чел.). Проведение подобных мероприятий – хороший стимул для развития российской индустрии, так как является местом встречи разработчиков и бизнеса, а также получить представление о наиболее востребованных потенциальными потребителями направлениях исследований.
Агентство маркетинговых исследований Research.Techart следит за развитием рынка нанотехнологий и предлагает третью версию готового аналитического отчета.
Цель данного исследования – комплексный анализ современного состояния мирового и российского рынка нанотехнологий и определение наиболее инвестиционно привлекательных ниш коммерческого применения наноразработок.
Отчет об исследовании состоит из 11 разделов.
Первый раздел посвящен анализу мирового рынка нанотехнологий: его современному состоянию и тенденциям развития, количественным и качественным характеристикам, ведущим направлениям НИОКР, спрос и др. Здесь также рассматривается структура инвестирования в отрасль (по секторам, отраслям и странам). Мировой рынок нанотехнологий представлен как в разрезе стран так и составляющих его ведущих отраслей. Внимание в исследовании уделено наиболее актуальным разработкам и внедренной в производство продукции в ключевых отраслях нанотеха: рынке наноматериалов (который представлен углеродными нанотрубками, нанопроволками, нанопористыми материалами, наночастицами, наноструктурированными металлами, дендримерами, квановыми точками, фуллеренами) а также реализуемым проектам в области электроники, энергетики, медицины и других отраслях промышленности.
В разделах 2–10 рассматривается российский рынок нанотехнологий: выделяются основные факторы (как позитивные, так и негативные), влияющие на его развитие, представлены количественные характеристики коммерческого сектора; рассмотрены реализуемые меры государственной поддержки рынка нанотехнологий в России, потенциальный спрос на нанопродукцию и состояние НИОКР в этой сфере; приведена структура рынка и характеристика ее участников; особое внимание уделено объему и направлениям государственных и частных инвестиций.
В девятом разделе рассматриваются перспективные направления НИОКР в области нанотехнологий, а также приведена характеристика коммерческого рынка по отраслям: оборудование для наноисследований и производства; наноматериалы: наночастицы и квантовые точки, углеродные нанотрубки, фуллерены, нанопорошки; конструкционные наноматериалы, нанотехнологии в энергетике и энергосберегающих технологиях, медицина, наноэлектроника и нанофотоника.
Одиннадцатый раздел – определение перспектив развития мирового рынка нанотехнологий, а также оценка потенциального места России на нем.
На основании проанализированного материала сделаны выводы относительно состояния и перспектив развития как мирового, так и отечественного рынка нанотехнологий.
К отчету приложена презентация результатов исследования, выполненная в формате Microsoft PowerPoint. Цель презентации – предоставить возможность быстрого ознакомления с основными данными, полученными в ходе исследования, и выводами.
Подробную информацию Вы можете почерпнуть из готового отчета об исследовании рынка нанотехнологий компании Research.Techart.
Также представляем работу – маркетинговое исследование китайского рынка нанотехнологий (наноотрасли в Китае)
Заказ отчетов:
По тел. (495) 663–32–62 или 790–75–91#124
E-mail: sale@research-techart.ru
Материал предоставлен Research.Techart — маркетинговые исследования